ГлобЭкс < Своими глазами < Туры в Скандинавию < Тур в Скандинавию. День 3.
Тур в Скандинавию. День 3 - Швеция.
Стокгольм - город на 14 островах.
11 мая 2011 года, среда.
Стокгольм - Осло.
Завтрак на пароме Silja Europa. (5:10 шв)
Несмотря на то, что в Москве уже 7:10 вставать совсем не хочется. Особенно тем, кто провел ночь во всяческих увеселениях, коих на пароме множество. Как это принято в туристической индустрии, завтрак организован по системе шведского стола. Ничего более уместного на пароме, прибывающем в столицу Швеции, придумывать и не надо. Качество пищи, разнообразие - все на достойном уровне.
Стокгольм. (6:10 шв)
Прибываем в Швецию, Стокгольм. Просто сходим с корабля, не показывая никому ни одного документа. Европа удивляет своей беспечностью – а вдруг я шпион какой-нибудь... финский?! Ну, да ладно, пусть живут как хотят. Автобус уже ждет нас, рассаживаемся по местам. Потерь нет, все на месте. Поехали!
Экскурсия по Стокгольму. (6:30 шв)
Стокгольм стоит на 14 островах и в результате представляет из себя один сплошной фэн-шуй - кругом вода, прекрасные набережные и мосты. Причем, вода с одной стороны соленая из Балтийского моря, а с другой стороны пресная из озера Меларен. Определенно, предки сегодняшних шведов знали толк в красоте природы и умели черпать из нее великую энергию жизни.
Самая узкая улица Стокгольма.
|
Впервые Стокгольм упоминается в летописях в 1252 году. Начало города пошло с острова Стадсхольмен, который теперь называют Гамла Стан, или Старый город. Именно туда мы и отправились. Тут туристу зевать нельзя - заблудиться в старой части Стокгольма самое плевое дело. Узкие улочки, сплетенные в лабиринт, очень быстро скрывают следы пребывания на ней туристической группы. Тут есть такие улицы, на которых какому-нибудь пьяному шведу (если таковые бывают) и упасть то толком некуда – не иначе, как только вдоль. Потому, что поперек ее можно просто перешагнуть.
Поэтому, как бы вы не вертели головой по сторонам, все равно ваш взгляд, как стрелка компаса, должен ежеминутно возвращаться к гиду. Говорю это со знанием дела, потому, что сам отстал тут от группы и пережил несколько минут отчаянного одиночества.
|
Самый маленький памятник Стокгольма.
|
Памятников в Стокгольме очень много. В большинстве своем это короли, всякие там государственные деятели, ученые. Как и положено памятникам, они велики и величественны. Но наш гид Ольга привела нас к совершенно невероятному памятнику, размером с ладонь изящной девушки.
Я, к сожалению, не знаю, кому поставлен этот памятник, потому что как раз в это время я заблудился и пока нашелся, рассказ гида уже закончился. Я только успел его сфотографировать. Видите эту фигурку сидящего мальчика с отполированной головой? Голова у него так блестит от бесконечных поглаживаний. Считается, что если оставить этому мальчику небольшой подарок, загадать желание и потереть бронзовую голову, то желание непременно исполнится. Ерунда, конечно, но я тоже оставил там монетку и прикоснулся к голове. Так, на всякий случай, кто его знает, что у него там в голове.
|
Академия наук Швеции.
|
В этом скромном двухэтажном здании находится Академия наук Швеции. Здесь решают судьбу Нобелевской премии. Запомните его, вдруг пригодится, по этой фотографии вы его легко найдете. Когда придете за премией.
|
Стокгольм. Музей «Васа». (10:00 – 10:40 шв)
Музей корабля «Васа» смело можно назвать самым популярным объектом туристического внимания в Стокгольме. Из более чем 80 музеев столицы Швеции именно он наиболее посещаем и знаменит. Причина этого абсолютная уникальность того, что вы в нем увидите – это настоящий боевой корабль 17 века. История его довольно … как бы это сказать… с одной стороны, печальна, ибо он затонул, с другой стороны, комична, ибо он затонул проплыв всего 1300 метров. И тому есть достаточно поучительная причина…
Началось все 16 января 1625 года. В этот день король Швеции Густав II Адольф заключил с голландским кораблестроителем Хенриком Хюбертссоном контракт на постройку большого боевого корабля, которому предстояло стать флагманом шведского королевского флота. Постройка корабля началась весной 1626 года. В 1627 году Хенрик Хюбертссон умер, и строительство корабля продолжил местный шведский мастер Хайн Якобссон. Летом 1628 года трехмачтовый галеон «Васа» был построен и оснащен. Название корабля было дано в честь династии короля - королевский род носил фамилию Васа. Это был один из самых больших и тяжело вооруженных кораблей того времени. На двух пушечных палубах «Васы» было установлено 64 орудия, большинство из которых имело калибр 24 фунта (ядро массой более 11 кг).
Макет крушения корабля "Васа".
И вот, наконец, в воскресенье 10 августа 1628 года корабль отправился в свой первый путь, который оказался и последним…
День был безветренным и кораблю пришлось продвигаться подтягиваясь на якорях. С трудом доплыв до выхода из гавани корабль встретил порыв ветра, от которого он накренился, но выправился. Второй порыв оказался сильнее и вода стала заливать корпус через открытые орудийные портики и … все! Корабль затонул. Попытки поднять его со дна не имели успеха и со временем о нем забыли.
Стокгольм. Музей корабля Васа.
Но не такой это народ, шведы, чтобы бросать неоконченным начатое дело. В 1956 году Андерс Франзен, историк-любитель, нашел место затопления «Васы». 24 апреля 1961 года корабль был поднят и с тех пор его изучают, реставрируют и консервируют. Со временем над местом стоянки «Васы» соорудили саркофаг и устроили музей.
Корабль Васа.
Таким сегодня предстает перед нами этот некогда горделивый корабль. Его хищный, агрессивный форштевень был создан вспарывать морские волны. Но море просто расступилось перед ним, до самого дна...
Почему корабль "Васа" сохранился в столь хорошем состоянии? В начале своего рассказа о Стокгольме я уже говорил, что здесь встречается соленая вода Балтийского моря с пресной водой озера Меларен. В результате, соленость воды в гаванях и протоках Стокгольма очень невысока. Оказалось, что такая слабосоленая вода неблагоприятна для жизни так называемого «корабельного червя», который в более соленых водах просто съедает деревянные корабли оставляя лишь кучку гвоздей и болтов! И тут, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло - корабль затонул в очень удачном, с точки зрения его консервации, месте и мы теперь имеем совершенно уникальный образец корабельного искусства 17 века, хотя, конечно, и не очень счастливый.
В чем же была причина столь неудачного плавания? С точки зрения технической все достаточно очевидно – из-за высого расположения центра тяжести корабль имел очень низкую остойчивость. Остается только вопрос, каким образом профессионалы и признанные мастера кораблестроения допустили это? Один из ответов кроется в легенде, что король Густав II сам внес изменения в проект уже заложенного корабля, потребовав увеличить количество пушек. Возразить королю никто не посмел. Так законы физики не сошлись с законами монархической власти и…, как всегда, оказались правы.
Основные характеристики корабля "Васа".
Пушка калибра 24 фунта с корабля "Васа".
Водоизмещение |
1210 т |
Длина |
69 м |
Ширина по мидельшпангоуту |
11.7 м |
Высота |
52.5 м |
Экипаж |
140 матросов, 300 солдат |
Вооружение |
48 пушек 24 фунта |
8 пушек 3 фунта |
2 пушки 1 фунт |
6 мортир |
Ну, вот теперь мы знаем о корабле «Васа» почти все! Остается только один вопрос, как на нем умещались, вернее, должны были умещаться 440 человек?! Для того чтобы слегка представить что это такое в музее «Васа» имеется разрез корабля.
Корабль Васа в разрезе.
Глядим и видим, что для размещения людей пригодны только две нижние палубы. Весьма приблизительный расчет показывает, что даже если считать корабль прямоугольной коробкой размером 69х10 метров, то мы получим доступную для размещения людей площадь около 1380 квадратных метров. Получается на человека примерно 3 квадратных метра. А ведь еще припасы, ремонтные материалы… Или я чего-то не понимаю, или служба на военном корабле той эпохи была весьма и весьма суровой. Далеко не то, что нынешнее плавание на круизном теплоходе вокруг Скандинавии.
11:00 - 13:00 шв - Свободное время.
На этой велосипедной дорожке на меня наехала стокгольмская бабулька.
Мое свободное время началось с того, что я попал под велосипед! Все конечно знают, что в скандинавских странах живут очень умные люди и потому они ездят на велосипедах. Причем, по специальным велосипедным дорожкам. Но я совершенно не ожидал, что велосипедная дорожка может быть расположена таким вот образом – дорога, пешеходный тротуар и только затем велосипедная дорожка. Мы ведь привыкли, что велосипедисты ездят по краю проезжей части, а тут… я встал на этот, как я думал, тротуар, достал фотоаппарат и что-то там снимал. Вдруг сзади раздается женский вопль, что-то бъет меня в плечо и мимо меня проносится бабулька. За ней еще человек 8-10, но эти уже не визжали, а что-то кричали. Как я понял, примерно то же, что и у нас кричат на дорогах… Я обернулся и увидел новую группу наезжающих на меня велосипедистов и до меня, наконец, дошло и я перепрыгнул на свой законный тротуар. Так что, уважаемые туристы, будьте осторожны в Стокгольме, не попадите под велосипед!
Стокгольм. Стойбище велосипедов.
Велосипеды в Стокгольме везде, но не где попало. В большинстве своем, их паркуют на специальных стоянках. И, как мне кажется, парковки эти бесплатные, так как паркоматов поблизости я не заметил.
Стокгольм, ратуша.
Возвращаясь к теме нобелевских лауреатов – после того как вы получите премию, король Швеции пригласит вас на бал в ратуше Стокгольма. Это не так далеко от Академии и можно дойти пешком минут за двадцать. Но видимо, вас повезут на лимузине. Как раз вот к этому зданию – знакомьтесь, ратуша Стокгольма. Кроме балов здесь бывают и другие мероприятия. Например, здесь можно заключить брак за несколько минут. Так, что нужно быть бдительным.
Глядя на ратушу можно подумать, что это пожарная часть с каланчой, а не место где танцуют короли и принцессы. Но это не от недостатка художественного вкуса. Это оттого, что скандинавы очень умные и не тратят деньги на ненужные украшательства. Тем более, что ратуша это общественное здание и строилась на деньги налогоплательщиков, которые, внимание, Россия, нужно экономить, а не расточать и разворовывать! Но зато как все это сделано и как отделано внутри!
Стокгольм. Памятник королю Густаву II.
А вот и типичный стокгольмский памятник – король Густав II Адольф Великий на коне. Внизу благородные придворные, еще ниже благодарный народ.
Мы свами уже знаем про один из его проектов – корабль «Васа». Пожалуй, это одна из немногих его неудач, в большинстве остальных своих начинаний ему сопутствовал успех, за что он и был удостоен почетных прозвищ «Снежный Король» и «Лев Севера». Ему удалось усмирить и склонить на свою сторону строптивых шведских аристократов, с пользой для себя и Швеции завершить войны с Данией и Московским княжеством. Лишь война с Польшей не принесла ему успеха. Но боевой пыл короля не остывал и он принял участие в Тридцатилетней войне, в коей и погиб героически 16 ноября 1632 года в битве при Лютцене ведя за собой в атаку кавалерию.
Ну и что тут еще скажешь кроме как:
«Король умер! Да здравствует король!»
Пока я ходил вокруг постамента и выискивал имя короля, дабы донести его до вас, до моих ушей донесся вдохновляющий бласт духового оркестра. Как не крути, а если ты мужчина, звуки марша выпрямляют твою согбенную спину и взор твой делается высокомерно отвлеченным от гражданской суеты. И я отвлекся – мало ли королей на конях в Стокгольме...
Смена караула в Стокгольме у королевского дворца.
Две дамы-полицейские обеспечивают проход смены караула по улицам Стокгольма.
До королей ли тут, когда навстречу тебе под звуки труб и барабанов на боевых конях выезжает пара … живых красивых девушек в форме. Они смело остановились на перекрестке и легким взмахом ручек в белых перчаточках остановили движение транспорта. Было 12 часов дня, время смены караула в королевском дворце Стокгольма.
Оркестр королевского караула.
За амазонками маршировал оркестр, примерно из 60 музыкантов!
Очередная смена караула королевского дворца.
За оркестром шли гвардейцы – очередная смена караула королевского дворца. И можно бы сказать «тридцать витязей прекрасных…», да нельзя! Дядьки Черномора у них не было. Вместо дядьки рядом с ними по тротуару чеканила шаг тетка, да еще и не с той ноги! И это еще не все - правофланговый во второй шеренге колонны девушка. Да, далеко зашла эмансипация в шведском королевстве!
Гвардеец в девичестве.
Ну, и чтобы вы не сомневались в гендерной принадлежности упомянутого выше гвардейца, вот он (в смысле «она») уже на посту. Видите, девичий стан перехвачен солдатским ремнем, бюст упрятан под китель и волосы в специальной сеточке выглядывают из под шлема. А во лбу звезда горит!
Интересно, как называется гвардеец женского рода? Гвардейка?
На площади перед дворцом оркестр и смена караула устраивают небольшой плац парад. Это зрелище надо посмотреть и послушать. Приходите к дворцу к 12 часам дня и все увидите сами.
Разводящий и часовые гвардейского караула.
Сама процедура развода вполне соответствует нашему УКГС (Устав Караульной и Гарнизонной службы). Разве только рыжая бородка разводящего в нашем полку больше 5 минут не прожила бы.
Стокгольм. Королевский дворец.
И завершим тему смены караула королевского дворца самим предметом карауливания - переда нами сам королевский дворец. Правда, король сейчас в нем не живет. Здесь Его Величество только принимает официальных гостей, а сам с семьей с 1981 года живет в более скромном, но тоже дворце, в районе Дроттнингхольм.
Продолжение прогулки по Стокгольму.
Национальный музей Швеции.
Человек, знакомый со Стокгольмом, сразу узнает на фото Национальный музей Швеции. Но не только на него я хотел обратить ваше внимание. Перед музеем проплывает экскурсионный кораблик, работающий по системе hop on – hop off. К сожалению, у нас не было времени на подобные экскурсии. Если же у кого-то из вас такое время будет, обязательно прокатитесь между островами Стокгольма. Чтоб я завидовал вам.
Набережные Стокгольма.
Своего парка Эспланады в Стокгольме нет. Есть только пешеходная улица. Но изобилие набережных и кафешек на них вполне восполняют этот недостаток – сел на набережную, смотришь на воду, на парусники разные… . Долго я смотрел на эту фотографию. Тут нет ничего особенного. Просто другие люди, которые живут по-другому… Посмотрите и вы, успокаивает.
13:00 шв – отъезд автобуса в Норвегию. По плану.
Все собрались и расселись по своим местам. Но автобус что-то не спешил трогаться. Минут через десять гид сообщает, что у нас один человек, девушка, не пришла, не отвечает на телефонные звонки и сама не звонит.
Что делается в подобных случаях?
- Есть время ожидания, когда человека просто ждут, не предпринимая никаких действий.
- Если человек не пришел его начинают искать по телефону.
- Если заблудшая не выходит на связь идет звонок в Москву, в центральный офис туроператора Туртранс-Вояж. Там определяют или подтверждают время, до которого автобус может стоять и ждать туриста.
- Если турист не приходит и в этот срок то автобус отправляется, а сведения об отставшем туристе передаются в консульство России и местную полицию.
Мы прошли первые три пункта этого алгоритма. Крайнее время отъезда нам было назначено на 13:40. Точно в это время автобус завел мотор и … на горизонте все-таки появилась наша заблудшая. Медленно и спокойно она дошла до автобуса и спокойно же уселась на свое место. Поехали!
Обычно в автобусных турах опоздавших на сбор встречают аплодисментами. Но спокойствие нашей попутчицы произвело на нас такое ошеломляющее воздействие, что мы даже похлопать толком не смогли.
13:40 шв – отъезд в Норвегию. По факту.
Нам предстоит сегодня самый длинный в туре автобусный переезд по маршруту Стокгольм – Осло – Хонефосс.
До Осло 530 километров и далее 58 километров до Хонефосса. Всего 588 километров.
16:10 – 17:18 шв – остановка.
Останавливаемся в большом придорожном торговом комплексе – заправка, кафе, несколько магазинов. Обедаем в кафе – комплексный обед 120 шведских крон. Что интересно, обслуживающий персонал гастарбайтеры со смуглой кожей. Туалет бесплатный.
После обеда можно пробежаться по магазинам. Здесь есть спиртные напитки, что достаточно редко для скандинавских стран. В этот же торговый комплекс приезжают на шопинг норвежцы, поскольку цены в Швеции ниже цен в Норвегии.
20:10 – 20:30 шв – остановка у придорожного магазинчика.
До границы с Норвегией остается несколько километров. Туалет рядом с магазином бесплатный.
20:46 шв – Граница с Норвегией.
Подъезжаем к границе с Норвегией, подъезжаем, подъезжаем…, проехали! А где же шлагбаум, пограничники, паспортный контроль!? Ничего, кроме слов гида – мы на территории Норвегии, не случилось. Что интересно, никакого особого удивления это уже и не вызвало, к хорошему привыкаешь быстро.
Время в Норвегии такое же, как и в Швеции, поэтому часы переводить не надо.
21:40 шв – Осло, столица Норвегии.
Проезжаем Осло насквозь. Причем, почти в буквальном смысле этого слова – тут очень много тоннелей.
За городом идут бесконечные стоянки яхт и катеров. Говорят, норвежцы в первую очередь заводят себе яхту и только потом машину. Викинги, все-таки.
Немного не доезжая до Хонефосса один из тоннелей ремонтировали и это стоило нам 15 минут задержки. Здесь мы первый раз за почти 600 километров пути увидели их ГАИ. Или как оно там у них…
23:15 шв – городок Хонефосс.
Наконец, мы у цели, прибыли в Comfort Hotel Ringerike. Быстро расселяемся и спать, спать, спать… Первый раз с начала тура спим на твердой земле. Оказывается, это приятно…
Закажите тур в Скандинавию в ГлобЭкс.
Позвоните нам или нажмите кнопку и закажите желаемый тур или обратный звонок. Мы подберем вам автобусный тур по Скандинавии и Европе на ваш вкус.
Стокгольм. Я отстал от гида и до сих пор не знаю что это такое.
<< пред: День 2. Финляндия. <
> далее: День 4. Норвегия. >>
на верх