Гость
ГлобЭкс - турагентство в Москве

Троице-Сергиева лавра.
Каличья башня (1759 - 1772).

Страница была полезной вам?
Поделитесь ею в ваших социальных сетях:

Skip Navigation LinksГлобЭкс < Своими глазами < Сергиев Посад и Лавра < Троице-Сергиева лавра. < Осада Троце-Сергиева монастыря

Осада Троице-Сергиева монастыря
(Троицкая осада),
1608 - 1610 гг..

В 1608-1610 годах Троице-Сергиев монастырь выдержал 16 (шестнадцати) месячную осаду войсками Лжедмитрия II.

Осада Троице-Сергиевой лавры. В.Верещагин.

Осада Троице-Сергиевой лавры. Василий Верещагин, 1891 г..

Оборона Троице-Сергиева монастыря вдохновила художника Василия Верещагина на создание картины «Осада Троице-Сергиевой лавры». Конечно, картина не документ и не может дать нам представления об истинных сценах обороны монастыря, но само ее существование говорит о том, что событие это оставило неизгладимый след в памяти народа. Ну и отметим, кстати, что название картины исторически неверно, так как лаврой монастырь стал только в 1742 году, более чем через 100 лет после осады.

Превращение Троице-Сергиева монастыря в крепость.

25 августа 1530 (ст.ст.) года молодая княжна Елена Глинская, происходящая из рода темника Мамая, разбитого в Куликовской битве, вторая жена Василия III, великого князя Владимирского и Московского родила, наконец, наследника престола. Будущего царя крестили в Свято-Троицком Сергиевом монастыре именем Иван, впоследствии получившего прозвище Грозный. В возрасте четырех лет он потерял отца, а в восемь и мать.

В 1540 году Иван, видимо по подсказке митрополита Иосафа, повелел построить вокруг Троице-Сергиева монастыря каменные стены. До этого Троице-Сергиев монастырь был обнесен деревянными стенами, которые иногда спасали, а иногда и нет от набегов буйных и алчных соседей.

Беречь и защищать в Троице-Сергиевом монастыре было что. Кроме святых мощей и великолепных икон были еще продовольственные запасы, скот, лошади, золото и серебро, дорогая посуда. Монастырь был одним из самых крупных землевладельцев – только в одном Замосковном крае ему принадлежало 196 000 десятин (около 214 000 га) пахотной земли, леса, свыше 7 000 крестьянских дворов. Ежегодный доход от хозяйственной деятельности монастыря составлял около 1 500 рублей. Сумма немалая, если учесть, что корова стоила около 1 рубля, а курица 1 копейку. На сегодняшние деньги это будет примерно 30 миллионов рублей. Кроме того, с военной точки зрения, монастырь контролировал пути на север и северо-восток.

Строительство каменной крепости было завершено в 1550 году и монастырь стал весьма серьезным оборонительным сооружением.

Троице-Сергиев монастырь в 17 веке.

Макет Троице-Сергиева монастыря в 17 веке.

Примерно таким был Троице-Сергиев монастырь перед началом осады. (Рисунок создан на основе макета в Сергиево-Посадском историко-художественном музее-заповеднике.)

К началу XVII в. на территории монастыря располагались

  • белокаменный Троицкий собор
  • кирпичные Сошественская (Духовская) церковь со звонницей
  • надвратная Сергиевская церковь
  • Успенский собор
  • и двухэтажная трапезная

а также деревянные колокольня и кельи братии, и различные хозяйственные постройки. Почти все свободное пространство южной половины монастыря было занято могилами, над которыми возвышались белокаменные надгробия.

Характеристики укреплений Троице-Сергиева монастыря.

  • Длина крепостных стен составляла около 1300 метров. Высота - 5-6 метров. Толщина стен около 1 метра. Позиции на стенах были двухъярусными. Нижний, подошвенный ярус был оборудован специальными камерами «киотами» с бойницами. Верхний ярус представлял собой крытую галерею с оборудованными позициями для лучников и воинов с огнестрельным оружием.
  • 12 трехъярусных башен. Позднее, в 17 веке, количество башен было сокращено до 11, но они были надстроены и стали 5-8 ярусными.
  • Количество пушек - около 100. Из них:
    • 20-25 больших пушек
    • 30-40 затинных пушек. Эти пушки стреляли ядрами весом около 490 граммов.
    • 30-40 дробовых пушек стреляли железными обрезками, гвоздями, камнями.
  • В оврагах под стенами монастыря были устроены пруды. Перед восточной стороной был вырыт сухой ров шириной до 10 метров.

Крепость неоднократно достраивалась и свой современный вид приобрела уже в середине 17 века.

на содержание

Войска, осаждавшие Троице-Сергиев монастырь.

Сведения о численности войск, осаждавших Троице-Сергиев монастырь, расходятся и дают цифры от 8 до 30 тысяч воинов. Наиболее вероятно, что общее число осаждавших было около 10 000 человек. Но число это было не постоянным, так как «тушинцы» кроме осады занимались еще и боевыми действиями и грабежами в близлежащих городах и селах.

Войско осаждавших монастырь было неоднородным и состояло из двух частей:

  • Регулярные войска под командованием гетмана Яна Сапеги (1569 - 1611). Эта часть войска состояла из польско-литовских полков и отряда наемников. Сам Ян Петр Сапега был опытным военноначальником польского короля, в 1607 г. присягнувшим Лжедмитрию II и «московской царице» Марине Мнишек.
  • Другая, более многочисленная часть войска состояла из «русских изменников» - казаки, остатки участников болотниковского восстания, татары, беглые крестьяне, холопы и прочие искатели приключений и возможности пограбить. Командовал ими литовский шляхтич полковник (звание получил от Лжедмитрия II) Александр Лисовский (1580 - 1616), талантливый военный, но авантюрист и крайне жестокий человек. Были в его войске и русские дворяне, так как царствовавший в это время Василий Шуйский был непопулярен. Случалось, что дворянские семьи встречались на поле боя как противники - брат против брата, сын против отца. Так было, например, с Переславль-Залесскими дворянами Редриковыми, Измайловыми, Колесовыми и Айгустовыми

Несмотря на то, что главнокомандующим осадой монастыря был назначен Ян Сапега пан Лисовский и его войско вело себя достаточно независмо и отношения между обеими частями войска с самого начала были напряженными. Им даже пришлось лагеря поставить отдельно. Позже разногласия станут одной из причин неудачи осады.

на содержание

Руководители обороны Троице-Сергиевого монастыря.

Осадный воевода - князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща (? – 22.09.1612). Это назначение иллюстрирует происходившие в смутное время крутые повороты истории и судеб людей.
17 (27 нов.ст.) мая 1606 года князь Василий Шуйский, происходящий из суздальской ветви Рюриковичей, совершил в Москве переворот, в ходе которого был убит Лжедмитрий I и таким образом пришел к власти. Короновался Василий 1 (11 нов.ст.) июня 1606 года. Многие из русской знати, ранее перешедшие на службу самозванцу, присягнули новому царю. Среди них был и окольничий Лжедмитрия I князь Григорий Борисович Долгоруков-Роща. До прихода Лжедмитрия I при Борисе Годунове он был воеводой в Курске. Но в 1605 году жители Курска восстали против Годунова и заставили воеводу присягнуть на верность «природному» царю Лжедмитрию. Князь Григорий Долгоруков-Роща был верен новой присяге и довольно успешно воевал против правительственных войск, за что был пожалован Лжедмитрием в окольничие. Смерть самозванца освободила его от присяги, и он перешел на сторону Василия Шуйского.

Второй воевода - московский дворянин Алексей Иванович Голохвастов. Служил при Годуновых в Смоленске четвертым письменным головой и в Сургуте первым головой.

Прибыв в монастырь, они стали готовиться к обороне – укреплялись стены, собиралось оружие, боеприпасы и продукты. Прилегающие к монастырю деревни и посады были сожжены с целью не допустить их использования противником. К сожалению, в дальнейшем, в ходе обороны монастыря, как военачальники ни князь Долгоруков, ни Голохвастов не проявили себя. Кроме того, выражаясь современным языком, они «не сработались» и много сил тратили на взаимные интриги. Это привело к тому, что в руководстве обороны образовалось две противоборствующие партии. Одним из результатов такого положения стало то, что сторонник Голохвастова казначей монастыря Иосиф Девочкин был обвинен в измене и умер после перенесенных пыток.

Оба воеводы и монастырская верхушка с величайшим небрежением относилось к тяжелому положению простых воинов и сидельцев в монастыре. В результате летом 1609 года в монастыре возникла реальная угроза бунта, которого удалось избежать с большим трудом.

С ноября 1609 года фактическим руководителем обороны стал Давыд Васильевич Жеребцов, посланный сюда с воинским отрядом князем Михаилом Шуйским-Скопиным, который сумел наладить дисциплину и установить некоторый порядок в снабжении.

на содержание

Защитники Троице-Сергиева монастыря.

В монастыре оборонялись около 2 300 «ратных людей». Они были посланы царем Василием Шуйским и получали за свою службу жалование.

Отправка на защиту Троице-Сергиева монастыря такого значительного отряда была заслугой келаря монастыря Авраамия Палицына. Он был близок к царю и сумел убедить его в необходимости усиления обороны монастыря. Решение это было не простым для царя, так как и сама Москва с лета 1608 года была в состоянии осады. Сам Палицын всю осаду провел в Москве и способствовал через царя решению проблем обороны монастыря. После снятия осады он вернулся в монастырь и по рассказам и запискам сидельцев написал свое знаменитое "Сказание об осаде Троице-Сергиева монастыря", которое, хотя и не всегда точно, но довольно полно повествует об осаде.

Около 1 000 человек вооружили из числа окрестных крестьян, паломников, монахов, служителей и работников монастыря.
Таким образом, оборону монастыря несли не более 3 500 человек.

За время осады гарнизон крепости пополнялся трижды:

  • 15 (25 нов.ст.) февраля 1609 г. в обитель пробились посланные царем Василием Шуйским 66 казаков и 20 монастырских слуг с атаманом Суханом (Сухоем) Останковым, которые принесли с собой запасы пороха.
  • 19 (29 нов.ст.) октября 1609 г. от князя М.В. Скопина-Шуйского из-под Александровой слободы пришел воевода Давыд Жеребцов с отрядом. Численность отряда по разным источникам от 300 до 900 человек.
  • 4 (14 нов.ст.) января (по другим источникам - 1 января)от того же князя Скопина-Шуйского прибыл воевода Григорий Валуев с 500 воинами.
на содержание

Ход осады Троице-Сергиева монастыря.

Мемориальная доска к 300-летию осады.

Мемориальная доска в честь 300-летия осады Троице-Сергиева монастыря.

Осада Троице-Сергиева монастыря:
началась 23 сентября 1608 г. и длилась до 12 января 1610 г.
(с 3.10.1608 по 22.01.1610 по новому стилю).

Краткая хроника обороны Троице-Сергиева монастыря.

В скобках приведены даты по новому стилю.

1608 год, сентябрь.

13 (23) сентября 1608 года из лагеря Лжедмитрия II в Тушино в сторону Троице-Сергиевого монастыря двинулись польско-литовские войска под командованием гетмана Яна Петра Сапеги и «русские изменники» во главе с полковником Лисовским. Общее число войск было 10-15 тысяч человек.

Узнав об этом, царь Василий Шуйский послал своего брата Ивана Ивановича Шуйского с войском в 50 000 человек с целью остановить противника.

22 сентября (2 октября) 1608 года оба войска встретились на поле около деревни Рахманцово (современное село Рахманово Пушкинского района Московской обл.).
Русские полки, имея численное превосходство, стали теснить противника, но Сапега ввел в бой свежие резервы и переломил ход битвы. Полки Ивана Шуйского были разгромлены и побежали. Поражение оказало большое деморализующее действие на сторонников царя Василия. Дворяне из Новгорода, Пскова и из других городов под разными предлогами стали покидать войско Шуйского.

23 сентября (3 октября) 1608 года войска Сапеги и Лисовского прибыли к Троице-Сергиевому монастырю.

1608 год, октябрь.

3 (13) октября 1608 года - начался артиллерийский обстрел осажденного монастыря.

6 (16) октября 1608 года - состоялся бой за мельницу, которая стояла вне стен монастыря. Подошедшая из монастыря помощь помогла гарнизону мельницы отразить атаки, но впоследствии ее пришлось оставить. Из-за этого молоть имевшиеся в монастыре запасы зерна стало негде, что сказалось на снабжении защитников продовольствием.

13 (23) октября 1608 года – первый большой штурм Троице-Сергиевого монастыря. Весь день в лагере осаждающих пировали. Ночью не вполне трезвые воины со всех сторон пошли на штурм. Но интенсивный артиллерийский огонь, стрельба из луков и ружей не позволила им подойти к стенам. Понеся большие потери, бросая штурмовые приспособления враг бежал.

23 октября (2 ноября) 1608 года – ночная атака на пивной двор. Нападавшие принесли и подожгли бревна и хворост с целью поджечь укрепления монастыря. Но результат оказался плачевным – при свете огня нападавшие были очень хорошо видны и попали под мощный прицельный огонь оборонявшихся.

В конце октября защитники монастыря совершили несколько удачных вылазок. В плен был взят ротмистр Иван Брушевский, который под пытками признался, что под стены и башни монастыря ведутся подкопы, но конкретные места указать не мог.

В октябре на сторону самозванца перешли Юрьев-Польский, Суздаль, Ярославль и Углич.

1608 год, ноябрь.

1 (11) ноября 1608 года - неудачная вылазка защитников монастыря. Потери убитыми и ранеными составили 190 человек. Архимандрит Иоасаф повелел всех тяжелораненых постричь в монахи, чтобы они могли умереть в ангельском чине, а лечение остальных поручил произвести за счет средств обители. К сожалению, в последующем раненым приходилось самим оплачивать свое лечение.

4 (14) ноября 1608 года – во время вылазки был взят в плен раненый казак Дедиловский, который под пыткой назвал точные места подкопов и срок подрыва – 8 ноября. В следующую ночь в монастырь тайно пробрался казак Иван Рязанец, который подтвердил показания Дедиловского. Это позволило принять необходимые меры для предотвращения подрыва крепостных стен. Рязанец также рассказал, что в стане тушинцев нет единодушия, многим приснился Сергий Радонежский и это было воспринято как знак того, что сам святой хранит монастырь.

9, 11 (19, 21) ноября 1608 года – вылазки. Захватили несколько пушек и разрушили подкоп под Пятницкую башню.

В первой половине ноября города Владимир, Вологда, Галич, Муром и Арзамас присягнули Лжедмитрию II.

17 (27) ноября 1608 года – начало цинги в монастыре. По другим источникам цинга началась в середине января 1609 года.

1608 год, декабрь.

В связи с наступлением зимы активные действия и с той и с другой стороны прекратились. Осаждавшие на зиму отошли от монастыря, но осаду не сняли. Мелкие группы «охотников» с двух сторон, видимо, более от безделья, а не по боевому приказу нападали на неосторожных противников. Пан Лисовский со своим войском ушел от монастыря и вернулся только в феврале 1609 года. Установилось «странное» премирие, доходившее до того, что пьяные тушинцы приходили в монастырь просить опохмелиться или обменять свое вино на монастырский мед, который они ценили больше. Руководство монастыря не препятствовало этому имея надежду выведать от пьяниц какие-либо сведения. Но иногда, как это часто бывает и без войны, совместные пьянки кончались и убийствами.

21, 25 и 28 декабря защитники монастыря совершили вылазки, отбили некоторое количество скота и сена, но, к сожалению, потеряли при этом убитыми и пленными 325 человек.

1609 год, январь.

Противник активных действий не предпринимал. Осажденные совершили несколько вылазок. Наиболее значимые из них:

13 (23) января 1609 года – вылазка на заставу пана Сумы. Попытка противника спустить воду из верхнего пруда и лишить тем самым осажденных воды.
16 (26) января 1609 года – вылазка. Сапега был предупрежден о ней перебежчиком и были устроены засады.
31 (10 февраля) января 1609 года – вылазка на водопой тушинцев.
В январе в монастыре начинается цинга.

1609 год, февраль.

1 – 17 (10 - 27) февраля 1609 года – отъезд Сапеги в тушинский лагерь за деньгами для войска.

15 (25) февраля 1609 года – в ночь на 16 февраля в монастырь приходит отряд Сухана Останкова с 66 казаками и 20 монастырскими служками с запасом пороха. При подходе к Троице-Сергиевому монастырю отряд попал в засаду, и были захвачены 4 казака. На следующий день по приказу Лисовского (он вернулся к монастырю в это время) этих казаков и несколько гонцов, захваченных ранее, казнили на виду у монастыря. В ответ осажденные также демонстративно казнили 42 поляка (литовца), а перед лагерем Лисовского - 19 казаков. Все это привело к тому, что воины взбунтовались и хотели убить Лисовского, но его спас Сапега.

С февраля начинают отпадать от Лжедмитрия II ранее перешедшие на его сторону города Вологда, Галич, Кострома, Романов, Ярославль, Суздаль, Молога, Рыбинск и Углич. Начинаются стихийные восстания против войск Дмитрия. Причиной стали грабежи и насилие над мирным населением. На подавление мятежей требовались войска и их стали снимать в том числе и с осады Троице-Сергиевого монастыря.

1609 год, март.

Активных действий ни одна сторона не предпринимает, ограничиваясь мелкими стычками и вылазками. В одной из вылазок был взят в плен пан Маковский, который сообщил, что готовится большой штурм монастыря. Но штурм был отложен, так как значительная часть осаждающих была направлена на подавление мятежей. Особо отличился в карательных операциях отряд Лисовского.

1609 год, апрель.

Сапега вынужден отправлять дополнительные отряды на подавление мятежей. Активных действий нет.

1609 год, май.

С середины мая в осажденном монастыре цинга начинает идти на убыль.

13 (23) мая 1609 года – в монастырь под видом перебежчика приходит трубач Мартьяш, засланный от Сапеги для совершения диверсий во время планируемого штурма монастыря. Однако перед штурмом он был разоблачен другим перебежчиком.

27 мая (6 июня) 1609 года – приступ к стенам Троице-Сергиевой лавры. Штурм продолжился и ночью, но на утро нападавшие отступили. Защитники Троице-Сергиева монастыря выстояли, хотя и понесли ощутимые потери – воинов-защитников осталось всего около 200 человек.

1609 год, июнь.

28 июня (8 июля) 1609 года – еще один безуспешный приступ к стенам Троице-Сергиевой лавры.

1609 год, июль.

Сапега стягивает к монастырю дополнительные силы. В монастыре осталось очень мало воинских людей, поэтому были вооружены и поставлены на стены все кто мог держать в руках оружие.

29 июля (7 августа) 1609 года (дата по дневнику Сапеги) – ночной штурм Троице-Сергиева монастыря. Атака должна была вестись со всех сторон по условному сигналу. Сигналом был выстрел из пушки, который должен был вызвать пожар в монастыре. Если пожар не возникнет, то должен был быть второй выстрел. Если и в этом случае пожар не возникнет, то следовало пойти в атаку по третьему выстрелу. Но!... Случилось то, что потом назвали чудом – часть войска пошла на приступ по первому выстрелу, другая по второму, а третьи – по третьему. В одном из передовых отрядов сражались немецкие наемники, которые услышав позади себя русскую речь (это были тушинцы) решили, что их окружают защитники монастыря и вступили с ними в бой! В другом месте польско-литовские отряды также приняли тушинцев за вылазку защитников монастыря и вступили с ними в бой… Суматоху и панику усилил огонь крепостной артиллерии. Атака на крепость превратилась в междуусобную бойню и завершилась большими потерями среди осаждавших, не причинив вреда защитникам монастыря.

Неудача ночного штурма привела к тому, что в войске Сапеги и Лисовского началось повальное дезертирство, иностранные наемники тоже ушли

1609 год, август.

12 (22) августа 1609 года – уход Сапеги и Лисовского с частью войска навстречу войскам Скопина-Шуйского.

15 (25) августа 1609 года – вылазка и угон скота из лагеря сапежинцев в монастырь.

1609 год, сентябрь.

В сентябре Сапега возвращается под монастырь. Лисовский послан с отрядом казаков для отслеживания движения князя Михаила Скопина-Шуйского.

1609 год, октябрь.

19 (29) октября 1609 года – в Троице-Сергиев монастырь приходит посланный князем Скопиным-Шуйским отряд Давыда Жеребцова в 600 воинов и 300 слуг. Однако отряд Жеребцова, по словам Авраамия Палицина, не имел с собой продуктов питания и Жеребцов силой изъял необходимое ему пропитание у монастыря, чем вызвал недовольство монахов.

1609 год, ноябрь.

В начале ноября Сапега совместно с посланным Лжедмитрием II гетманом Ружинским уходит в Александрову слободу с целью выбить оттуда князя Михаила Скопина-Шуйского. Но поход завершился безрезультатно и Сапега вновь возвращается к Троице-Сергиевому монастырю.

Жеребцов возобновляет вылазки из монастыря.

1609 год, декабрь.

Активных действий нет. Произведено несколько вылазок. Сапега поехал в Тушино просить жалование войскам.

1610 год, январь.

4 (14) января 1610 года – из Александровой слободы от князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского в Троицкий Сергиев монастырь пришел воевода Григорий Валуев с 500 воинов.

5 (15) января 1610 года – решающий бой защитников Троице-Сергиева монастыря с войсками Сапеги и Лисовского. Полная победа. Отряд Валуева возвращается в Александрову слободу.

12 (22) января 1610 года – осаждавшие Троице-Сергиев монастырь войска снимают осаду и уходят к Дмитрову.

20 (30) января 1610 года – переждав 8 дней сидельцы монастыря начинают выходить из-за стен и отправляют в Москву гонца старца Макария Куровского.

Так завершилась осада Троице-Сергиева монастыря, но, к сожалению, распри и обиды руководителей обороны продолжились – царь Василий Шуйский, видимо порядком устав от потока челобитных из осажденного монастыря, в первую очередь наградил Давыда Жеребцова, а осадного воеводу князя Григория Долгорукого-Рощу только во вторую. Князь оскорбился и подал жалобу в суд по делам местничества. Однако суд не состоялся, а князя направили вторым воеводой в Вологду где он больше пил, чем заботился об обороне города. За что и поплатился жизнью – 22 сентября 1612 года город взяла шайка казаков и убила воеводу.

на содержание

В осажденном Троице-Сергиевом монастыре.

Теперь, когда мы знаем основные действующие силы Троицкой осады и примерно представляем себе основные события, мы можем посмотреть КАК это все происходило, как проходила осада монастыря изнутри. Собственно в этом заключен ответ на вопрос, почему осаду, вернее, оборону Троице-Сергиева монастыря, называют героической.

Несмотря на то, что интенсивность боевых действий при осаде Троице-Сергиева монастыря была невысока и за все время было предпринято около четырех приступов, оборона осажденного Троице-Сергиевого монастыря проходила очень трудно. И, к сожалению, значительная часть трудностей и жертв была связана не с военными действиями, а во многом происходила из-за внутренних интриг в руководстве обороной, неумением организовать осадный быт, а иногда и откровенным желанием заработать на людских бедах и страданиях.

Основными проблемами осажденных были:

  • нехватка мест для размещения укрывшихся в монастыре
  • общая нехватка продовольствия и настоящий голод «черных людей»
  • лечение и уход за ранеными были платными и не всем это было по карману
  • нехватка дров для приготовления пищи и обогрева
  • антисанитария и болезни
  • войска не получают жалования

Теснота в осажденном Троице-Сергиевом монастыре.

Кроме ратных людей в крепости укрылось множество местных жителей – женщины, дети, старики. Сюда же крестьяне привели остатки своего скота. Монастырь был для них единственным пристанищем, поскольку, как мы уже знаем, окрестные поселения перед приходом тушинцев были сожжены. Все эти люди имели только то, что смогли принести с собой, включая и продовольствие. Поскольку в монастыре уже был размещен военный гарнизон, то мест для них в помещениях не было, и люди были вынуждены жить под открытым небом, включая женщин, детей и стариков. За место, за любое укрытие, за кусок доски или камень возникали ссоры.

Продовольственное обеспечение во время осады.

Продовольственные запасы монастыря были значительными.

Троице-Сергиев монастырь был одним из самых богатых монастырей тогдашней Руси и продовольственных запасов в нем было много. Вот что говорит об этом келарь монастыря Палицын: «хлебом преизобильна была тогда обитель чудотворца». А он знал об этом лучше всех, ибо келарь – это заведующий монастырским столом и запасами продовольствия.

Но была и проблема – зерно из монастырских кладовых нужно было молоть, а мельница находилась в руках осаждающих. Тогда в монастыре были изготовлены конные и ручные мельницы. В качестве рабочей силы на них часто использовали пленных.

Кого кормили за счет монастыря.

Несмотря на то, что все, кто сидел в осажденном монастыре, были объединены одной общей бедой, тяжесть осадных невзгод была распределена неравномерно. Все сидельцы были разделены на классы (разряды, сословия, если хотите):

  • Военные руководители обороны и монастырские иерархи, представители высшей аристократии
  • Монастырские старцы и иноки
  • Дворяне и боярские дети (офицеры войска)
  • Воины и ополченцы, несшие оборону монастыря
  • «Черные» люди – крестьяне, ремесленники окрестных поселений, спасавшиеся в монастыре.

Монастырь обеспечивал питанием всех, кроме тех, кто относился к классу «черных» людей, то есть не несущих службу в монастыре, а спасавшихся в нем. Эти люди уже к ноябрю месяцу проели все принесенные с собой запасы и вынуждены были покупать за деньги продукты у монастыря или у всякого, кто мог продать хоть кусочек хлеба. Но и деньги, если и были, то быстро кончались. Оставалась только голодная и холодная смерть, или…, но об этом чуть позже, хотя догадаться нетрудно…

Руководство монастыря, видя нужду человеческую, проявило «человеколюбие» и стало давать деньги «в кабалу», то есть под проценты. Но цены! цены в монастыре выросли в семь раз!

Положение простых людей становилось безвыходным и жаловаться им было некому. Только воины и дворяне могли искать защиты у царя и они писали ему челобитные. Вот цитата из одной из них, которая была написана в связи с невыплатой воинским людям обещанного жалования, а без денег в монастыре, даже находясь на государевой службе, прожить было невозможно:

«присланы мы…с Москвы в Троицкой монастырь перед осадою вскоре, и сидим, государь, в осаде двадцать восемь недель, душею да телом наги и боси и во всем скудны… А здесе, государь, в монастыре, дали нам из троецкие казны взаймы в кабалы только по рублю денег, а покупают, государь, здесе в монастыре одежу, и обувь, и съестное добре дорого: в семь цен перед прежними … вели, государь, нам то свое царское денежное жалованье по нашим окладам выдати…чтобы мы холопи твои, конец не погибли. Царь государь, смилуйся» …

Мог ли крестьянин или ремесленник покупать своей семье по таким ценам пропитание на деньги под проценты? Нет! Они умирали… Чернец Симеон в письме келарю Палицыну в январе 1609 года пишет:

«черные люди и с гладу и с нужи помирают».

Воины и ополченцы получали в монастыре питание. В начале воинов, присланных из Москвы, кормили без учета до сыта, запрещая выносить еду. Но воины выносили хлеб силой и торговали им. Тогда были установлены определенные порции – четверть хлеба на четверых два раза в день и еще каша и рыба. Но! Кому война, а кому мать родна… Креативные хлеборезы стали «потрошить» хлеб (вырезать из него мякиш), а порции рыбы выдавали два раза в неделю по одному разу в день, в отчетах же писали 4 раза в неделю по 2 раза в день! Недовольные этим воины и ополченцы просили кормить их наравне с братией (монахами), но получали витиеватые отказы.

Питание монашеской братии и монастырских старцев было лучше, чем у ратных людей и их семей. Они, например, имели даже мед и пиво. Правда, с лета 1609 года «братские» привелегии были упразднены.

От руководителей войска и монастыря, высшей аристократии челобитных и иных жалоб на питание не было.

Лечение и уход за ранеными в осажденном монастыре.

«А иные, государь, мы, холопи твои, лежим ранены, а от лечения и на зелье дати нечево ж», «на раны, государь, нам денег не дают»

- это строки из челобитной раненого воина.

Сегодня нам трудно представить, что воин, раненый в бою за отечество, должен сам оплачивать свое лечение, а если денег нет, то просто лежать и умирать. Но таковы были суровые реалии Троицкой обороны.

Единственная милость, на которую мог рассчитывать раненый защитник монастыря – это экспресс пострижение в монахи, дабы явиться пред Богом в ангельском чине.

«Яз…после Петрова дни по первой понедельник жив в иноческом оброзе, а пострижен, грехом своим, при смерти. А здесь нам на раны не давали ничего»

- пишет о себе уже наполовину в прошедшем времени в июле 1609 года раненый стрелец.

Только после прихода в монастырь в конце октября 1609 года Давида Жеребцова раненым стали давать питание наравне с монахами. Но про улучшение лечения точных сведений мне найти не удалось.

Цинга в осажденном Троице-Сергиевом монастыре.

В январе 1609 года в осажденный Троице-Сергиев монастырь пришла цинга. Авраамий Палицын называет другую дату появления болезни - 17 (27 нов.ст.) ноября 1608 года и окончание в октябре 1609 года. Однако это расходится с большинством других источников и не соответствует срокам развития болезни с точки зрения медицины – для развития цинги обычно требуется 3-6 месяцев. Январь является четвертым месяцем осады и начало цинги именно в январе более вероятно.

Цинга оказалась наиболее жестоким врагом осажденных – она унесла больше жизней, чем боевые действия. В день умирало от 15-30 человек в начале мора до 50 в самой активной фазе. К началу лета число защитников монастыря составляло всего около 200 человек. Таким образом, общие потери от боевых действий и от болезней за зиму составили почти 94% воинов. Гражданских же никто не считал, но, учитывая, что они кроме цинги погибали еще и от голода и холода, то потери среди них должны составлять сопоставимую долю.

Авраамий Палицын так описывает цингу в монастыре:

«люди распухали с ног до головы, выскакивали зубы, зловонный смрад выходил изо рта; в руках и ногах были корчи, тело покрывалось струпьями, непрестанный понос у изнемогающих до конца. Люди не могли передвинуться с места на место. Их тело гнило от извергаемого кала, болезнь проедала тело до костей, и там гнездились крупные черви. Некому было ухаживать: утолять жажду, кормить голодных, приложить пластырь к гнойным струпам, перевернуть на сторону, отмыть червей, ни вывести больных вон для освежения, ни поднять, чтобы немного посидеть, ни промыть губы, ни умыть лица и рук, ни стереть пыли с глаз, если у кого двигались руки, те пачкали нечистотами рот и глаза и еще раньше смерти многие от ветра были засыпаны землей и нельзя было признать их в лицо.»

Остановитесь, вдумайтесь в то, что вы прочитали...

По оценкам историка Соловьева в течение шести месяцев от губительных болезней умерло 297 старых иноков, 500 новопостриженных и 2125 воинов. Кроме того много было умерших стариков, женщин и детей, которых никто не считал.

Падение нравов в осажденном монастыре.

«…в осаде шатость и измена великая…»

- из письма находившейся в монастыре инокини Ольги, в миру Ксении Годуновой, дочери царя Бориса Годунова, от 29.03.1609 года.

Кроме ежедневных, ежечасных физических мук и страданий сидящим в осаде людям пришлось сполна испить и чашу нравственных страданий.

Наиболее важным свидетельством морального разложения в осажденном Троице-Сергиевом монастыре и источником всех остальных нравственных страданий и падений является взаимная неприязнь осадных воевод князя Долгорукова-Рощи и Голохвастова. По сути это была измена, так как вражда воевод служила интересам противника! Она привела к разделению монахов и воинов на две партии, которые на протяжении всей осады противодействовали друг другу, обвиняли друг друга в неудачах, писали челобитные (читай - доносы) царю.

С военной точки зрения это ослабляло боеспособность обороняющихся и в значительной степени снижало боевой дух войска.

Добавим к этому безразличие к участи раненых воинов, плохое и несправедливое продовольственное обеспечение и получим в результате сильнейшую степень деморализации и падение воинской дисциплины. Летом 1609 года такое состояние осажденных привело к волнениям, которые едва не переросли в мятеж. Ситуацию смог переломить только пришедший почти в самом конце осады воевода Давид Жеребцов.

Голод и болезни привели людей в состояние безразличия, в монастыре распространилось пьянство и разврат в котором участвовали все, включая монашескую братию. Авраамий Палицын пишет:

«в ров убо глубок блуда впадоша вси от простых чади даже и до священных».

Мое личное мнение: меньше всего в грехе блуда здесь я склонен винить женщин. В большинстве своем это были жены и дочери «черных людей». Мужья и отцы не могли обеспечить им ни средств к существованию, ни защиты. Также, лично я не считаю себя в праве обвинять женщину-мать, которая за кусок хлеба для своих умирающих от голода детей идет на свершение греха.
Я последую примеру Христа - не стану бросать в них камень!

на содержание

Троице-Сергиев монастырь после осады.
Преподобный Дионисий Радонежский.

Осада Троице-Сергиева монастыря была снята. Враг ушел. Вокруг монастыря осталась покрытая снегом выжженная пустыня. Внутри монастыря – раненые и больные люди, оставшиеся сиротами дети, трупы убитых и умерших, грязь и зловоние… И тут милостью Божией, иначе это назвать нельзя, архимандритом Троице-Сергиева монастыря назначается Дионисий Радонежский (Давид Федорович Зобниновский), в последствии преподобный. Придя в монастырь и увидев весь ужас состояния людей, он зарыдал. Зарыдал и твердо настоял на оказании помощи нуждающимся за счет средств монастыря. Часть монастырской братии была против такого решения, по некоторым сведениям в их числе был и келарь Авраамий Палицын, вернувшийся в монастырь из Москвы.

По велению Дионисия в Служней слободе и селе Клементьево были построены дома для лечения раненых и больных. Оплату лечения, питание и обслуживание монастырь взял на себя. По окрестностям монастыря ездили специальные приставы и собирали больных и нуждающихся, давали им одежду и пропитание, лечение. Когда купцы после снятия осады подняли цены на хлеб и продовольствие, преподобный Дионисий повелел распродавать монастырские запасы и сбил цены, чем спас жизни многих людей. Ближайшими помощниками Дионисия во всех его благих делах были преподобный Дорофей и священник села Клементьево Иоанн Наседка.

Подвиг преподобного Дионисия, его авторитет и ученость не остались незамеченными – в 1616 году царь Михаил Романов поручил ему исправить церковный Требник. Но достоинства достойных часто становятся предметом черной зависти недостойных. На Дионисия был написан донос, его объявили еретиком и отлучили от церкви. В 1619 г. благодаря вмешательству патриарха Филарета (Романова) Дионисий был оправдан и вновь возвратился в Троице-Сергиев монастырь.

У истории нет сослагательного наклонения – она была такой какой была. Но вопрос в сослагательной форме, я думаю, позволителен и полезен. Вопрос такой – скольких жертв в осажденном Троице-Сергиевом монастыре удалось бы избежать если бы руководил монастырем преподобный Дионисий?

на содержание

Народ - герой обороны Троице-Сергиева монастыря.

Так закончилась осада Троице-Сергиева монастыря. Время было смутное, простые люди, многие дворяне и бояре метались из стана в стан кто в поисках «правды», а кто и ради выгоды. Многие погибли в огне братоубийственной гражданской войны. Были разорены города и села. Но из всего этого хаоса, крови и горя родилось новое государство - будущая Российская империя. И в родовых муках его больше всего страдал простой, «черный» народ. В голоде и холоде, с сердцем, разрывающимся от несправедливости и предательства мужественно стоял он против врага.

Троице-Сергиева Лавра. Мемориальная доска в памать героев защиты крепости.

Свидетельство тому мемориальная доска на стене Троице-Сергиевой лавры, посвященная подвигу крестьян Шилова и Слоты, ценою своей жизни обезвредивших вражеский подкоп под стены монастыря. И хотя историки не нашли подтверждений конкретно этого подвига именно этих людей, доска эта является символом подвига всех "черных" людей, в большинстве своем даже не военных, а простых крестьян или ремесленников, голодных и холодных, которые среди предательства и несправедливости сохранили верность своему отечеству и победили!

На экскурсию в Сергиев Посад
и по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!

На странице Туры по Золотому кольцу России вы можете выбрать и заказать тур или экскурсию в Сергиев Посад или по всему Золотому кольцу России, а также найдете немного общей информации про Золотое кольцо России.
Если не хотите сами искать тур, то просто оставьте свой телефон и мы перезвоним вам.

Следующая страница: Мощи в Троице-Сергиевой лавре.
на содержание
на верх