Уполномоченное агентство TEZ-tour
Москва, Лубянский пр-д, 15 стр. 2, оф. 206


+7 495 514 4450

Skip Navigation LinksГлобЭкс > Своими глазами > Сергиев Посад и Лавра > Сергиев Посад и Лавра

Города Золотого кольца России

Герб Сергиева Посада

Сергиев Посад.

Среди городов Золотого кольца России Сергиев Посад занимает особое место и место это поистине свято. Причем, слова о святости здесь используются не в качестве кружев для украшения текста, а только как констатация факта. Того факта, что:
город Сергиев Посад никем и никогда не основывался как город,
а возник и развивался естественным образом как обрамление основанного здесь преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря.
Здесь не храм строили в городе, а город строился вокруг храма.
В этом особенность и начало предназначения Сергиева Посада.

Возможно, в мире есть и другие города возникшие вокруг храмов. Но такого масштаба духовного влияния на страну и народ, какое оказал Храм, воздвигнутый Сергием Радонежским, отыскать в христианском мире будет сложно. Для России Сергиев Посад и Свято-Троицкая Сергиева лавра, несомненно, уникальны и имеют сакральное значение. Отсюда и многовековая традиция паломничества в лавру, а в последнее время и популярность Сергиева Посада как туристического объекта, причем не только среди россиян, но и среди иностранцев.

на меню страницы

Где находится Сергиев Посад.

Сергиев Посад находится в Московской области всего в 55 километрах от МКАД по Ярославскому шоссе (трасса М8).

56.310569 38.130669 – GPS координаты Сергиева Посада (даны координаты Троице-Сергиевой лавры).

Как Попасть в Сергиев Посад :

  • на автобусе номер 388 от метро ВДНХ. Время в пути около 1час 30 минут.
  • на электричке от Ярославского вокзала. Время в пути около от 1 часа 5 минут до1 часа 40 минут.

Близость к Москве и хорошая транспортная доступность позволяет москвичам и гостям столицы посещать Сергиев Посад не только в составе тура по Золотому кольцу, но и отдельно, приезжая сюда на однодневные экскурсии или самостоятельно.

на меню страницы

Основание Сергиева Посада.

22 марта 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, в котором повелела учредить из сел и посадов близ Троице-Сергиевой лавры «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу …». Посад тогда писался с маленькой буквы, так как означал не имя собственное, а тип поселения – среднее между селом и городом.

Собственно эту дату, 22 марта 1782 года и можно было бы считать официальной датой основания Сергиева Посада, если бы мы не знали особенность возникновения этого города – он вырос стихийно вокруг Троице-Сергиева монастыря, который был основан в 1337 (по другим источникам – в 1342) году. Ну а поскольку именно от монастыря все и началось, то вполне резонно основание монастыря соотнести с основанием города. Конечно, логика подобных рассуждений не безупречна, особенно если учесть, что сам основатель монастыря преподобный Сергий не имел намерения основывать еще и город. Да, собственно, и сам монастырь вырос не по плану основателя, а опять же естественным образом – слава о духовном подвиге Сергия привлекала к нему все новых последователей и учеников, которые и образовали монастырь.

Как бы то ни было, даты, имеющие отношение к основанию Сергиева Посада, обозначены, и вы вполне можете выбрать из них по своему вкусу.

на меню страницы

Сергиев Посад и Сергий Радонежский. История.

Когда мы говорим «Сергиев Посад» в большинстве случаев мы воспринимаем это название как единое целое. Чем-то напоминает ситуацию с русским словом «бутерброд», которое на самом деле состоит из двух немецких слов – масло и хлеб. Однако, мы не думаем здесь отдельно про хлеб и отдельно про масло, бутерброд для нас это уже единый хлеб с маслом. То же самое происходит и с Сергиевым Посадом, говоря «Сергиев Посад» мы представляем город, а вот преподобного Сергия, чье имя, по сути, и является названием города, при этом вспоминаем не всегда. Это не очень правильно. Правильнее будет если мы с вами все-таки обратим свое внимание на сакрально-топографический дуализм топонима «Сергиев Посад», тем более, что для туриста, посещающего этот город, здесь найдется немало интересного. Кроме того, как это не покажется наивным для наших испорченных цивилизацией жадного потребления умов, с самого начала своей истории и до сегодняшних дней преподобный Сергий Радонежский не оставляет своими заботами град Сергиев. Вы сами в этом убедитесь, посетив Сергиев Посад.

Дата рождения будущего преподобного, игумена земли русской Сергия Радонежского точно не известна. Предположительно это произошло между 1313 и 1323 годами. Наиболее часто указывают даты 3 (16 нов.ст.) мая 1314 года или май 1322 года.

Тем не менее, 14.09.2011 года президент РФ Д. Медведев подписал Указ №1197 «О праздновании 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», в котором было предписано отпраздновать означенный юбилей в 2014 году. Таким образом, на государственном уровне годом рождения святого было указано считать 1314 год.

При рождении будущий святой был крещен именем Варфоломей.
Умер преподобный Сергий Радонежский 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года.

Родителями были боярин Кирилл и его супруга Мария, проживавшие в селе Варница (село установлено не точно) Ростовского княжества. Варфоломей был средним сыном в семье. Кроме него был еще старший брат Стефан и младший Петр.

В 2014 году в честь 700-летия Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде поставили памятник родителям преподобного. Памятник находится напротив Троице-Сергиевой лавры через дорогу (пр-т Красной Армии), пройти можно через подземный переход.

Памятник изображает всю семью – родителей и трех сыновей, старший Стефан, средний Варфоломей и младший Петр. Здесь Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский, изображен с книгой в руках, что символизирует тягу мальчика к знаниям и чтению. Но так было не всегда. В начале обучения Варфоломей отличался отсутствием способностей и прилежания. Но однажды в поле ему встретился некий старец, которого мальчик попросил помолиться за него Богу, дабы помог Он ему в учении. Старец выполнил просьбу мальчика, помолился, и после этого у мальчика открылись способности и прилежание к учебе. На сюжет этой истории написана картина Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею» и установлен в Радонеже памятник работы Вячеслава Клыкова.

Со временем семья обеднела и переселилась в город Радонеж Московского княжества. По версии историка Николая Борисова, переселение было не добровольным, а по приказу московского князя Ивана Калиты, который к тому времени выкупил у Золотой Орды многолетние долги Ростовского княжества по выплате ордынской дани и стал здесь хозяином.

Кстати, дань Орде с русских земель собирал как раз князь Иван Калита и делал он это весьма старательно и успешно, за что, видимо, и получил татарское прозвище Калита (Калта), что значит кошелек или карман. После сдачи выхода в Орду в его карманах оставались неучтенные излишки (!) на которые он и покупал у хана ярлыки на Ростовское, Углицкое, Дмитровское, Галицкое, Белозерское княжества и выстроил в 1339 - 1340 гг. первый московский кремль. Кремль был дубовый и сгорел во время пожара 1365 года. Кроме того, он разорил Тверь и добился казни тверских князей, пытался разорить Новгород и постоянно предъявлял территориальные претензии соседним князьям. Русь буквально стонала под гнетом московского князя и после его смерти все князья Владимирской Руси просили хана передать ярлык на великое княжение не наследнику Калиты Симеону Ивановичу, а князю Константину Васильевичу Суздальскому, старшему из них по лествичному праву. Но хан оставил Москву во главе русского улуса…

После переселения старший брат Стефан стал иноком Покровского монастыря в Хотьково.

на меню страницы

Основание монастыря Сергием Радонежским.

В 1337 году (по другим данным в 1342 г.) родители братьев умерли. Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру и пришел к старшему брату Стефану в монастырь в Хотьково. Здесь он уговорил его отправиться в уединенное место и посвятить себя служению Богу. Такое место они нашли примерно в десяти верстах от Хотьково на холме Маковец, у подножия которого протекала речка Кончура.

Существует версия историка Бориса Клосса, по которой выбранное для поселения место было не случайным, а располагалось в бывшем владении Стефана, которое он передал Варфоломею после своего пострижения в монахи. Как бы то ни было, здесь братья выстроили себе келью и небольшую церковь, освященную в честь Святой Троицы. (Примечателен тот факт, что посвящение храма Святой Троице в то время было чрезвычайно редким явлением на Руси – известно, что с 1054 до 1341 года православные храмы Святой Троице не посвящались.) Место это стало зваться Троицкой пустынью на Маковце.

Вскоре старший брат Стефан ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором стал игуменом. Вероятнее всего на этот пост его призвал митрополит Фиогност. Кроме того, Стефан стал духовником князя Симеона Гордого. Как видим, старший брат будущего преподобного Сергия занимал высшие посты в церковной иерархии.

После ухода брата Варфоломей продолжил подвижничество уже в одиночестве. В начале сороковых годов в пустынь стали собираться новые насельники и образовался особножительный (по-гречески -идиоритм – вид монастыря) монастырь. Первым игуменом монастыря стал Митрофан, который постриг Варфоломея в монахи под именем Сергий.
В 1344 году, после смерти Митрофана, игуменом монастыря стал Сергий.

Примерно таким представил известный художник-иллюстратор Лисснер Эрнест Эрнестович первые годы существования монастыря, основанного преподобным Сергием Радонежским. Художник назвал свое произведение «Троице-Сергиевой лаврой», что исторически немного неверно. Во времена, изображаемые на картине это еще была Троицкая пустынь на Маковце, или, короче, Маковец.

Возможно, художник изобразил на картине прибытие 18 августа 1380 года в монастырь князя Дмитрия Донского за благословлением перед Куликовской битвой. Однако факт приезда князя и его благословление Сергием признается не всеми исследователями. Более того, известно, что князь Дмитрий обратился за благословлением к митрополичьему местоблюстителю коломенскому епископу Герасиму, в то время как с Сергием Радонежским у князя в эти годы существовал разлад в отношениях, как впрочем, и с большей частью церковных иерархов.

Причиной разлада было желание Дмитрия поставить на место умершего в 1378 митрополита Алексея своего духовника Митяя. Сам же митрополит прочил на свое место Сергия Радонежского, но тот отказался. Ситуация сложилась в пользу Митяя и его быстро постригли в монахи под именем Михаил и отправили с посольством в Константинополь получать митрополичью должность. Митяй был известным «западником» при дворе князя, поэтому темник Мамай, через земли которого пролегал путь посольства, пропустил его беспрепятственно, поскольку сам он имел тесные связи с католической генуэзской колонией Кафой в Крыму. Но получить высший церковный сан на Руси Митяю так и не удалось – по пути в Константинополь он странным образом скончался. Далее идет небольшая история с неким проходимцем Пименом, входившим в состав посольства, который довел посольство до Константинополя и сумел там получить у патриарха митрополичий клобук. Но Пимена не приняла ни церковь, ни князь Дмитрий. Однако, эта уже история выходящая за пределы нашей темы. Отметим только, что Сергий и Дмитрий примирились около 1385 года, то есть, спустя пять лет после Куликовской битвы.

В 1355 году по благословению Константинопольского патриарха Филофея Сергий пытается ввести в монастыре общежитийный устав. Однако это не понравилось старшему брату Стефану, который после смерти в 1353 году от чумы князя Симеона Гордого (вымерла почти вся княжеская семья) был вынужден вернуться в Свято-Троицкий монастырь. Стефан был сторонником особножительного устава. Часть монахов также не желала перехода на общежитийный устав. Тогда, в том же 1355 году Сергий, не желая ссоры с братом и раздора среди братии, покидает монастырь и уходит сначала в Махру, затем на реку Киржач и основывает здесь новую обитель. (Сейчас это Благовещенский женский монастырь.) Часть монахов, учеников Сергия присоединились к нему в новой обители.

В 1357 году Сергий вновь возвращается в Свято-Троицкий монастырь и остается здесь почти весь остаток своей жизни. (Исключение составляет кратковременный уход с братией в Тверь во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.) В этом же 1357 году в монастыре окончательно вводится общежитийный устав.

С этого времени авторитет игумена Сергия уже не подвергается сомнению, и Троицкая пустынь на Маковце становится Троицким монастырем, духовным центром всерусского масштаба.

на меню страницы

Сергиев Посад и советская власть.

В период советской власти духовная составляющая Сергиева Посада весьма раздражала служителей новой, большевистской религии - как и любая другая религия, большевизм требовал уничтожения соперников в борьбе за души человецев, а потому название города по имени монаха, пусть и святого, было неприемлемо.
Для начала в октябре 1919 года Сергиев Посад переименовывают в Сергиев и присваивают ему статус города.

В 1930 году дело было завершено переименованием города в Загорск, в честь теперь уже большевистского «святого» Загорского Владимира Михайловича (в миру – Вольф Михелевич Лубоцкий), пламенного революционера-большевика, убитого анархистами в 1919 году.

Но преподобный Сергий Радонежский все же оказался ближе к высшим силам и в 1991 году, после краха Советского Союза, по результатам местного референдума городу вернули его историческое имя – Сергиев Посад. Ну и, как вы, наверное, заметили, в годах смерти революционера Загорского и обратного переименования Загорска в Сергиев Посад есть некоторая магия – цифры-то одни и те же!... Совпадение, конечно…

на меню страницы

700-летие Сергия Радонежского.

Как я уже говорил выше, в 2011 году президент Медведев Д.А. указал отпраздновать семисотлетие преподобного Сергия Радонежского в 2014 году. Мне кажется, это было очередным свидетельством небесного покровительства Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавре и всему Сергиеву Посаду. Только представьте себе - бюджет города на 2013 год составлял около 570 миллионов рублей, а на подготовку и проведение празднования 700-летия Сергия Радонежского было выделено из федерального бюджета в общей сложности 6 270 миллионов! Из них около 4 500 миллионов на ремонт и реставрацию лавры, и примерно 1 770 миллионов на обустройство города. И надо сказать деньги были потрачены не зря – центр города выглядит вполне достойно, а Троице-Сергиева лавра просто великолепна.

Официальное празднование 700-летия Сергия Радонежского проводилось 18-20 июля 2014 года. Но различные мероприятия, посвященные юбилею, выставки, концерты начались уже с 11 июля. Для города с собственным населением чуть более 106 000 (на 2014 год) размах был просто грандиозным. Например, для паломников был разбит палаточный лагерь на 20 000 человек. Территория лагеря составила 80 гектаров. Прочих туристов и гостей побывало на празднике около 100 000.

на меню страницы на верх

Дата публикации: 5 февраля 2016