Гость
ГлобЭкс - турагентство в Москве
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры

Троице-Сергиева лавра.
Колокольня.

Страница была полезной вам?
Поделитесь ею в ваших социальных сетях:

Skip Navigation LinksГлобЭкс < Своими глазами < Сергиев Посад и Лавра < Троице-Сергиева лавра. < Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

Мощи в Троице-Сергиевой лавре.

Крипта Успенского собора

Святые и священнослужители, упокоенные в крипте Успенского собора.

Список мощей Троице-Сергиевой лавры.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого ХрамВид хранения
преподобныйСергий Радонежский Троицкий в раке
преподобныйМаксим Грек Духовская в раке
преподобныйАнтоний (Медведев) Духовская в раке
святительИннокентий Московский Успенский в раке
святительМакарий (Невский) Успенский в раке
святительСерапион Новгородский Никоновская под спудом
святительИоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобныйДионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобныйМихей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.
на содержание

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви, а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану, который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

на содержание

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года, через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

на содержание

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы, а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека, который открыто высказывал сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.
на содержание

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин, настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично». Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского.

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

на содержание

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому, профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву, члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого. Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

на содержание

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.

На экскурсию в Сергиев Посад
и по Золотому кольцу России с ГлобЭкс!

На странице Туры по Золотому кольцу России вы можете выбрать и заказать тур или экскурсию в Сергиев Посад или по всему Золотому кольцу России, а также найдете немного общей информации про Золотое кольцо России.
Если не хотите сами искать тур, то просто оставьте свой телефон и мы перезвоним вам.

Следующая страница: Некрополь Троице-Сергиевой лавры.
на содержание
на верх